Единый сельскохозяйственный налог: Письма Министерства финансов РФ связанные с расчетом ЕСХН

 

База знанийЕСХН: Письма Министерства финансов РФ связанные с расчетом ЕСХН

 

 

Данный материал был использован при разработке подсистемы расчета единого сельскохозяйственного налога в рамках информационной системы АдептИС: Агрокомплекс 3.0 на платформе 1С 8.3.

 


 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 9 ноября 2005 г. N 03-11-04/1/29

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога) и сообщает следующее.

По вопросу N 1. В соответствии с пп. 3 п. 6 ст. 346.6 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, ранее применявшие общий режим налогообложения с использованием метода начислений, при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога не включают в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на уплату данного налога, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при применении общего режима налогообложения.

По нашему мнению, данное положение не распространяется на те организации, которые перешли на уплату единого сельскохозяйственного налога (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов) с системы налогообложения единым сельскохозяйственным налогом, действовавшей в течение 2002 - 2003 гг. (объект налогообложения - сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности, во владении и (или) в пользовании).

Как следует из представленного письма, организация в 2003 г., до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, предусмотренного гл. 26.1 Кодекса в редакции, введенной в действие с 1 января 2004 г., уплачивала единый сельскохозяйственный налог в соответствии с ранее действовавшей редакцией вышеназванной главы Кодекса.

Согласно ранее действовавшей редакции ст. 346.4 Кодекса налоговая база по единому сельскохозяйственному налогу определялась исходя из кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий, признаваемых объектом налогообложения. Доходы и расходы от реализации товаров (работ, услуг) при исчислении данного налога при этом не учитывались.

В этой связи при переходе с ранее действовавшего режима уплаты единого сельскохозяйственного налога на режим уплаты указанного налога, введенный с 1 января 2004 г., денежные средства, полученные за продукцию, реализованную в 2003 г., при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу в 2004 г. не учитываются. Также не учитываются и расходы, связанные с производством и реализацией указанной продукции.

Учитывая, что в представленном письме отсутствует информация о том, какой именно режим налогообложения организация применяла до 2003 г., порядок налогового учета дебиторской задолженности, образовавшейся до 2003 г., может быть разъяснен только после получения необходимой информации.

По вопросу N 2. Глава 26.1 Кодекса не содержит запрета на учет расходов, осуществленных и оплаченных до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, сформировавших незавершенное производство на дату перехода на специальный режим налогообложения организациями, учитывавшими до перехода на этот режим доходы и расходы методом начисления.

В соответствии с пп. 4 п. 6 ст. 346.6 Кодекса при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога налогоплательщики, ранее применявшие режим налогообложения с использованием метода начисления, признают расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления расходы, осуществленные после перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, если оплата таких расходов была осуществлена в течение периода применения общего режима налогообложения с использованием метода начислений.

Дата осуществления материальных расходов, к которым относятся, в частности, расходы на приобретение материалов (семян и кормов) при использовании метода начисления в целях общего режима налогообложения и в целях бухгалтерского учета, определяется у налогоплательщика как дата передачи в производство сырья и материалов.

Учитывая положения пп. 4 п. 6 ст. 346.6 Кодекса, расходы организации на оплату материалов, приобретенных до перехода на единый сельскохозяйственный налог с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", а списанных в производство после данного периода, а также то, что ранее расходы не учитывались при исчислении единого сельскохозяйственного налога, расходы, оплаченные до 1 января 2004 г., но осуществленные после 1 января 2004 г., уменьшают доходы организации при исчислении единого сельскохозяйственного налога в периоде списания материалов в производство.

 

директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ

 


 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 31 октября 2005 г. N 03-11-04/1/33

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо сообщает следующее.

В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога могут уменьшать полученные доходы на сумму материальных расходов, которые определяются в порядке, предусмотренном ст. 254 Кодекса.

Согласно пп. 2 п. 7 ст. 254 Кодекса к материальным расходам относятся потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Стоимость павших животных (в том числе птицы) отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

В настоящее время норм естественной убыли для падежа животных и птицы не установлено.

Поэтому расходы от падежа птицы при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу не учитываются.

 

директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики

 


 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 19 сентября 2005 г. N 03-11-04/1/30

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о праве применять систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей организацией, осуществляющей в том числе переработку сельскохозяйственной продукции, и сообщает следующее.

Из информации, изложенной в письме, следует, что организация с 2004 г. применяла систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и с 2005 г. планирует организовать производство пастеризованного молока.

В соответствии с п. 1 ст. 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации на уплату единого сельскохозяйственного налога могут переходить только сельскохозяйственные товаропроизводители.

К сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся организации, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) которых доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.

Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Перечнем продукции, относимой к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2004 N 449, продукция цельномолочная (код 1520111) относится к продукции первичной переработки.

Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 004-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17, к коду 1520111 относится молоко питьевое цельное пастеризованное нормализованное.

Основываясь на вышеизложенном, организация при определении своего статуса как сельскохозяйственного товаропроизводителя может учесть в составе доходов от реализации сельскохозяйственной продукции в том числе и выручку, полученную от реализации пастеризованного молока.

 

директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ

 


 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 14 сентября 2005 г. N 03-11-04/1/22

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо сообщает следующее.

С 1 января 2004 г. налогообложение прибыли сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется в соответствии со ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".

Ставки налога на прибыль, установленные указанной статьей Закона, применяются сельскохозяйственными товаропроизводителями к прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также от реализации произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции.

В ст. 2.1 названного Федерального закона не оговаривается возможность льготного налогообложения прибыли, полученной от реализации продукции, произведенной из сельскохозяйственного сырья на давальческих началах другой организацией.

До 1 января 2002 г. эта прибыль определялась расчетным путем и освобождалась от налогообложения в соответствии с п. 2.9 Инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций". С 1 января 2002 г. указанная Инструкция утратила силу (Приказ МНС России от 03.07.2002 N БГ-3-02/336). Поэтому эта прибыль, полученная после 1 января 2002 г., должна облагаться налогом на прибыль в общеустановленном порядке. Об этом, в частности, указывается в Письме Минфина России от 14.05.2005 N 03-03-02-04/1/118.

Согласно ст. 346.2 Кодекса к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся организации и индивидуальные предприниматели, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) которых доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.

Организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими последующую (промышленную) переработку продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, доля дохода от реализации продукции первичной переработки в общем доходе от реализации произведенной ими продукции из этого сырья определяется исходя из соотношения расходов на производство сельскохозяйственной продукции и (или) выращивание рыбы и ее первичную переработку в общей сумме расходов на производство продукции из указанного сырья и (или) рыбы.

Перечисленные требования к сельскохозяйственным товаропроизводителям не содержат требования о производстве и переработке сельскохозяйственной продукции собственным силами. Поэтому при определении объемов реализации сельскохозяйственной продукции и продукции ее первичной переработки учитывается также продукция первичной переработки, полученная от производства на давальческих началах. Об этом же говорится в Письме Минфина России от 05.11.2005 N 03-03-02-04/2/7.

Если при производстве промышленной продукции используется непосредственно сельскохозяйственная продукция, то определяется доля (сумма) дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме дохода от реализации произведенной из нее промышленной продукции. Эта сумма рассчитывается пропорционально доле затрат на производство сельскохозяйственной продукции, используемой в качестве сырья для производства промышленной продукции, в общем объеме затрат на производство промышленной продукции. Указанная позиция Минфина России изложена в Письме от 15.03.2005 N 03-03-02-04/1/71.

Вышеперечисленными разъяснениями налогоплательщики - сельскохозяйственные товаропроизводители должны руководствоваться при исчислении сумм налога на прибыль и единого сельскохозяйственного налога.

 

директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ

 


 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 7 сентября 2005 г. N 03-11-04/1/20

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо о порядке применения положений гл. 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), касающихся порядка учета доходов от реализации сельскохозяйственной продукции в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг), сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 346.1 и п. 1 ст. 346.2 Кодекса на уплату единого сельскохозяйственного налога могут переходить организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции и (или) выращиванием рыбы, а также ее первичной и последующей (промышленной) переработкой и реализацией этой продукции. При этом в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) доля доходов от реализации указанной продукции должна составлять не менее 70 процентов.

При отнесении продукции к сельскохозяйственной нужно руководствоваться Общероссийским классификатором продукции (ОК 005-93).

Организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими последующую (промышленную) переработку продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, доля дохода от реализации продукции первичной переработки в общем доходе от реализации продукции, произведенной ими из этого сырья, определяется исходя из соотношения расходов на производство сельскохозяйственной продукции и (или) выращивание рыбы и ее первичную переработку в общей сумме расходов на производство продукции из указанного сырья и (или) рыбы.

Если при производстве промышленной продукции используется непосредственно сельскохозяйственная продукция, то, по нашему мнению, следует определить долю (сумму) дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме дохода от реализации произведенной из нее промышленной продукции. Эта сумма рассчитывается пропорционально доле затрат на производство сельскохозяйственной продукции, используемой в качестве сырья для производства промышленной продукции, в общем объеме затрат на производство промышленной продукции.

Например, при производстве муки из собственных зерновых культур, используемой для выпечки из нее хлебобулочных изделий, для определения удельного веса доходов от реализации сельскохозяйственной продукции и продукции ее первичной переработки в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) нужно определить:-доходы от реализации зерновых культур (если таковая будет осуществляться);-доходы от реализации продукции первичной переработки в виде муки (если таковая будет осуществляться);-доходы от реализации продукции первичной переработки (муки) в составе производимых хлебобулочных изделий.

При этом доходы от реализации муки в составе произведенных из нее хлебобулочных изделий определяются исходя из соотношения расходов на производство зерновых культур и их переработку в муку в общей сумме расходов на производство хлебобулочных изделий из произведенных организацией зерновых культур.

 

директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ

 


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 6 сентября 2005 г. N 03-11-04/1/19

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо сообщает следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на уплату единого сельскохозяйственного налога не вправе переходить организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

В соответствии с п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им полномочий. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Понятие обособленного подразделения приведено в п. 2 ст. 11 Кодекса. Обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Таким образом, если организацией зарегистрировано в другом регионе Российской Федерации обособленное подразделение, не отвечающее признакам филиала или представительства, то она может применять специальный режим налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога.

 

директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ

 


 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 22 августа 2005 г. N 03-11-04/1/18

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо об учете налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога сумм возмещений из федерального бюджета части затрат на уплату процентов сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога не учитывают при налогообложении доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления из бюджета бюджетополучателям.

Статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетополучателям отнесены бюджетные учреждения и иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Учитывая изложенное, если организация является бюджетополучателем, то средства, полученные в 2004 г. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2001 N 192 "Об утверждении Порядка возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса, фермерскими хозяйствами и организациями потребительской кооперации", при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу не учитываются.

 

директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА

 


 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 15 августа 2005 г. N 03-11-04/1/17

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в ответ на письмо сообщает следующее.

В соответствии со ст. 346.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения единым сельскохозяйственным налогом признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Согласно п. 7 ст. 346.5 Кодекса расходами признаются затраты после их фактической оплаты.

Глава 26.1 Кодекса не содержит запрета на учет расходов, осуществленных и оплаченных до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, сформировавших незавершенное производство на дату перехода на специальный режим налогообложения организациями, учитывавшими до перехода на этот режим доходы и расходы методом начислений.

Если такие расходы не были учтены до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога при определении налоговой базы по налогу на прибыль, то они могут быть учтены при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу в том отчетном периоде, в котором реализована готовая продукция.

В отношении расходов по выращиванию животных, осуществленных до перехода на специальный режим налогообложения, нужно иметь в виду следующее.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 346.5 Кодекса налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога при определении объекта налогообложения могут уменьшать полученные ими доходы на сумму расходов на приобретение основных средств.

Стоимость основных средств, приобретенных до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, в зависимости от срока их полезного использования учитывается в течение определенного периода - от одного до десяти лет (п. 4 ст. 346.5 Кодекса).

Классификацией основных средств, включаемых в амортизируемые группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1, к амортизируемым основным средствам со сроком полезного использования от 5 до 7 лет отнесен рабочий, продуктивный и племенной скот (за исключением молодняка животных). Конкретный срок полезного использования скота определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В связи с изложенным при покупке скота или при переводе молодняка в основное стадо до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога расходы по его приобретению (выращиванию) учитываются в течение трех лет в следующем порядке:-в течение первого года уплаты единого сельскохозяйственного налога - 50 процентов стоимости;-в течение второго года - 30 процентов стоимости;-в течение третьего года - 20 процентов стоимости.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, стоимость молодняка животных, переводимого в основное стадо, оценивается по фактической себестоимости. Приобретенные взрослые животные учитываются по фактической себестоимости их приобретения, включая расходы по доставке. Взрослые животные, полученные безвозмездно, принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости, к которой добавляются фактические расходы по доставке их в организацию.

Расходы по приобретению скота путем его покупки, осуществленные после перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, учитываются единовременно на дату его передачи в основное стадо. При переводе молодняка в основное стадо после перехода на специальный режим налогообложения его стоимость при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу не учитывается.

 

 


 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 15 июля 2005 г. N 03-11-04/3/20

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо сообщает следующее.

В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется по решению субъекта Российской Федерации в отношении, в частности, оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.

Согласно ст. 346.27 Кодекса под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.

В том случае, если в заключенных договорах поставки товаров стоимость их доставки выделена отдельно и не включается в стоимость реализованных товаров, деятельность по оказанию таких услуг признается самостоятельным видом предпринимательской деятельности и подлежит налогообложению единым налогом на вмененный доход при соблюдении ограничений, установленных пп. 6 п. 2 ст. 346.26 Кодекса.

Поскольку деятельность по оказанию транспортных услуг в вашем субъекте Российской Федерации переведена на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, сельскохозяйственные товаропроизводители, эксплуатирующие не более 20 транспортных средств, осуществляющие доставку продукции покупателю собственным транспортом и выделяющие в расчетных документах транспортные расходы отдельной строкой, должны уплачивать указанный налог на общих основаниях.

В этом случае они не могут применять специальный налоговый режим в виде единого сельскохозяйственного налога, установленный гл. 26.1 Кодекса.

В случае доставки собственной сельскохозяйственной продукции до покупателей за счет сельскохозяйственного товаропроизводителя расходы по доставке могут учитываться при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу в порядке, предусмотренном пп. 6 п. 1 ст. 254 Кодекса.

 


 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 21 июня 2005 г. N 03-11-04/1/1

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо сообщает следующее.

В соответствии со ст. 346.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения единым сельскохозяйственным налогом признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Согласно п. 7 ст. 346.5 Кодекса расходами признаются затраты после их фактической оплаты.

Глава 26.1 Кодекса не содержит запрета на учет расходов, осуществленных и оплаченных до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, сформировавших незавершенное производство на дату перехода на специальный режим налогообложения организациями, учитывавшими до перехода на этот режим доходы и расходы методом начисления. Поскольку такие расходы не были учтены до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога при определении налоговой базы по налогу на прибыль, то они могут быть учтены при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу в том отчетном периоде, в котором реализована готовая продукция.

В связи с этим расходы по приобретению кур-несушек, произведенные и оплаченные, но не учтенные при налогообложении прибыли до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, могут быть учтены при уплате единого сельскохозяйственного налога в отчетном периоде реализации мяса, полученного от забоя этих кур.

 

директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ

 


 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 19 мая 2005 г. N 03-03-02-04/1/125

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо сообщает следующее.

По первому вопросу. В соответствии с пп. 4 п. 6 ст. 346.6 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, ранее применявшие общий режим налогообложения с использованием метода начислений, при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога могут учитывать расходы, осуществленные после такого перехода, если они были оплачены в период применения общего режима налогообложения.

Из письма следует, что ряд птицеводческих предприятий до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога при исчислении налога на прибыль применяли льготу, предусмотренную п. 5 ст. 1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

Указанные предприятия не уплачивали налог на прибыль от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции.

Право на сохранение названной льготы после введения в действие гл. 25 Кодекса предоставлено организациям ст. 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".

Этим же Федеральным законом с 1 января 2002 г. признана утратившей силу ст. 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", согласно которой налоговая база по налогу на прибыль определялась по данным бухгалтерского учета.

В связи с этим организации, применявшие в 2003 г. указанную выше льготу по налогу на прибыль, должны были определять прибыль от производства и реализации сельскохозяйственной продукции в соответствии с гл. 25 Кодекса, то есть по данным налогового учета.
Следовательно, при переходе с 1 января 2004 г. на уплату единого сельскохозяйственного налога птицефабрики могут учитывать расходы, произведенные в 2003 г. по выращиванию птицы, числящейся на 1 января 2004 г. на счете 11 "Птица на выращивании и откорме", забитой на мясо и реализованной в 2004 г. При этом учитываются только прямые расходы, так как косвенные расходы по выращиванию птицы следовало учесть в полной сумме в 2003 г. при определении прибыли, освобождаемой от налогообложения.

По второму вопросу. В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса при налогообложении учитываются расходы, осуществленные для деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно п. 5 ст. 254 Кодекса сумма материальных расходов текущего месяца уменьшается на стоимость остатков товарно-материальных ценностей, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца.
В связи с этим расходы по производству кормов, не использованных для выращивания птицы в 2003 г., при определении льготируемой прибыли за этот год не должны были учитываться.
Стоимость этих кормов, произведенных в 2003 г., но использованных для выращивания птицы в 2004 г., должна учитываться при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу в размере фактически осуществленных затрат.

По третьему вопросу. В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 346.5 Кодекса в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу, включаются расходы по приобретению основных средств.

Согласно п. 8 ст. 346.5 Кодекса налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога учет показателей, необходимых для исчисления этого налога, осуществляется на основании данных бухгалтерского учета с учетом положений гл. 26.1 Кодекса.

Пунктом 32 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, предусмотрено включение в состав первоначальной стоимости приобретенных основных средств затрат организаций на их доставку и приведение в состояние, пригодное для использования.

В связи с этим, а также учитывая положения п. 4 названных Методических указаний о том, что к основным средствам не относятся предметы, сданные в монтаж или подлежащие монтажу, птицефабрики могут учитывать стоимость оборудования, требующего монтажа, приобретенного в 2003 г., но введенного в эксплуатацию в 2004 г., а также стоимость оборудования, приобретенного и введенного в эксплуатацию в 2004 г., при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу за 2004 г. При этом затраты по монтажу и установке основных средств включаются в их стоимость.

 

директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ

 


 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 29 декабря 2004 г. N 03-03-02-04/1/111

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

К вопросу 1. В соответствии с пп.1 п.2 ст.346.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога при определении объекта обложения могут уменьшать полученные ими доходы на сумму расходов на приобретение основных средств.

Стоимость основных средств, приобретенных после перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, учитывается на дату передачи их в эксплуатацию. Стоимость основных средств, приобретенных до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, в зависимости от срока их полезного использования учитывается в течение определенного периода - от одного до десяти лет (п.4 ст.346.5 Кодекса).

Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1, к амортизируемым основным средствам со сроком полезного использования от 5 до 7 лет отнесен рабочий, продуктивный и племенной скот (за исключением молодняка животных). Конкретный срок полезного использования скота, в том числе и относящегося к молочному стаду, определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В связи с изложенным при покупке скота, относящегося к дойному стаду, или при переводе молодняка в дойное стадо до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога расходы по его приобретению (выращиванию) учитываются в течение трех лет в следующем порядке:

  • в течение первого года уплаты единого сельскохозяйственного налога - 50 процентов стоимости;
  • в течение второго года - 30 процентов стоимости;
  • в течение третьего года - 20 процентов стоимости.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н, стоимость молодняка животных, переводимого в молочное стадо, оценивается по фактической себестоимости. Приобретенные взрослые животные учитываются по фактической себестоимости их приобретения, включая расходы по доставке. Взрослые животные, полученные безвозмездно, принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости, к которой добавляются фактические расходы по доставке их в организацию.

Расходы по приобретению скота, относящегося к молочному стаду, путем его покупки или перевода из молодняка, осуществленные после перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, учитываются единовременно на момент передачи скота в молочное стадо.

К вопросам 2 - 3. Согласно п.1 ст.346.2 Кодекса в целях гл.26.1 Кодекса сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели при условии, что в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) доходы от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и выращенной рыбы, включая продукцию их первичной переработки, составляют не менее 70 процентов.

Пунктом 6 ст.346.5 Кодекса установлено, что в целях гл.26.1 Кодекса налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога доходы учитываются кассовым методом.

Следовательно, при определении указанного выше минимально допустимого удельного веса доходов от реализации сельскохозяйственной продукции и продукции ее первичной переработки доходы следует учитывать также кассовым методом.

Совмещение бухгалтерского учета и налогового учета гл.26.1 Кодекса не предусмотрено. В то же время в п.8 ст.346.5 Кодекса указывается, что налогоплательщики обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого сельскохозяйственного налога, на основании данных бухгалтерского учета, но с учетом положений гл.26.1 Кодекса.

К вопросу 4. Поскольку согласно п.8 ст.346.5 Кодекса налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления этого налога, на основании данных бухгалтерского учета, они должны представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке.

К вопросу 5. В связи с тем что Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19.11.2002 N 114н, организациями - налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога не применяется, в бухгалтерском учете остаток по счетам 09 "Отложенные налоговые активы" и 77 "Отложенные налоговые обязательства" отражается только на конец года, предшествующего году перехода на уплату названного налога.

К вопросу 6. В соответствии с п.1 ст.346.5 Кодекса при определении объекта налогообложения единым сельскохозяйственным налогом не учитываются доходы, предусмотренные ст.251 Кодекса.

Согласно п.2 ст.251 Кодекса при налогообложении не учитываются целевые поступления, в том числе целевые поступления из бюджета бюджетополучателям.

Статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетополучателям отнесены организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Таким образом, если получаемые организацией субсидии из бюджетов различных уровней предусмотрены бюджетной росписью соответствующего бюджета, то они не учитываются при уплате единого сельскохозяйственного налога.

 

директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ